Krzywy dom - «Кривой дом» (Сопот, Польша). Фото.

Услышав слово «дом», мы обычно представляем здание с ровными стенами идеальным полом и потолком, с красивым фасадом, уютным двориком, большими окнами. А как же иначе? Ведь крепкие ровные стены, устойчивый пол и идеально ровный потолок - залог надежности, опоры, стабильности. И, казалось бы, что можно сейчас придумать нового из этого стандартного набора «стена, пол, потолок»? Оказывается, кое-что можно. Стоит только взглянуть на него под другим углом, причем в самом прямом смысле. В польском городе Сопот восемь лет назад построили один такой дом, в котором все плоскости буквально ходят ходуном. Его так и называют: Krzywy dom - «кривой дом».

Krzywy dom - «Кривой дом» (Сопот, Польша). Фото.

Взглянув на него впервые, можно лишь развести руками и поразиться выдумке архитекторов. Кажется, это и не дом вовсе, а... отражение! Как будто здание находится под толщей кристально-прозрачной воды и постоянная мелкая рябь искажает изображение. От этого ощущения действительно сложно избавиться - чем дольше смотришь на необычный фасад, тем больше веришь в то, что каждую минуту он меняет очертания. Что уж говорить о его облике в ночи - даже взрослым, уже почти потерявшим веру в чудеса, он кажется загадочным замком, в котором непременно должны обитать сказочные существа. Местная молва, например, населила этот дом гномами.

Кривое «сердце» Сопота

Сам Сопот называют «летней столицей Польши». Хотя население этого портового городка всего 40 тысяч человек, летом он кишит туристами. Водолечебницы, песчаные пляжи для летнего отдыха, ежегодные музыкальные фестивали, что проводятся в открытом театре Opera Lesna (Лесная опера) привлекают сюда тысячи поляков и их соседей - европейцев. Любимое место прогулок гостей и местных жителей - Monciak (Монтяк), улица, ведущая к самому длинному в Европе деревянному молу. Вообще-то, официально она называется улицей Героев Монте-Кассино и выполняет в Сопоте роль, подобную московскому Арбату: тут расположены пабы, галереи, по обочинам целыми днями сидят вооруженные мольбертами портретисты, а летом представления дают уличные бродячие театры и музыканты.

С недавних пор Монтяк получил международную славу: сюда толпами повалили туристы, фотографы и блогеры со всего света, притянутые, как магнитом, слухами о фантастическом здании, которое появилось в 2004 году.

С точки зрения окружающей архитектуры, домик не особенно контрастирует с остальными зданиями. Это двухэтажный объект средних размеров. Но вот формы - его главная «фишка».

Здесь криво все - углы, дверные и оконные проемы, свесы крыши и сами стены. В комментариях в интернете часто можно найти намек на то, что автор идеи был как минимум «подшофе», рисуя этот «пьяный» проект. Ведь раньше, искривляя ровные плоскости, хулиганы от архитектуры никогда не покушались на окна и двери - меняя их форму, не трогали горизонт. Но авторы концепции взяли на себя смелость довести идею до конца: уж если «плющить» строение, так полностью!

Если взять его и распрямить, получится обычное офисное здание со всеми стандартными атрибутами: стеклянной вставкой по центру, лестницами, торговыми и кабинетными клетями. Там действительно все это есть, ведь «Кривой дом» - это часть большого молла, торгово-офисного центра, где располагаются магазины, рестораны и конторы разных компаний, в том числе и одной крупной радиостанции Radio RMF. Кстати, внутри кривых линий очень немного, иначе такое помещение было бы невозможно приспособить под коммерческие нужды.

Krzywy dom - «Кривой дом» (Сопот, Польша). Фото.

Представитель администрации «Кривого домика» Кржиштоф Качиньский, так прокомментировал этот момент:

- Представьте себе магазин, в котором невозможно нормально поставить стойку продавца и проблематично разместить вешала и полки с товаром. Да и небезопасно было бы искривлять дверные проемы, например, - покупатели стали бы ходить, втянув голову и поминутно боясь обо что-то удариться. Нет, нам это не подходит. Лишь «танцующие» линии окон, слегка искривленные стены и потолок напоминают, что вы находитесь за самым причудливым фасадом в мире.

Искаженные стереотипы

Автор эскиза проекта - шведский художник и фотограф Пер Дахлберг. Многие его работы основаны на сказочных сюжетах - например в альбоме Golden Gdansk («Золотой Гданьск», что тоже в Польше) на фоне городских зданий появляются головы драконов. В работе над «Кривым домом» он рискнул соединить в одном проекте мотивы старинных сказок и легенд и модные в современной архитектуре идеи деконструктивизма.

Деконструктивизм как направление современной архитектуры возник благодаря практике советского конструктивизма, помноженной на идеи французского философа Жака Деррида. Именно Деррида сформулировал деконструкцию как волшебную дверь в Зазеркалье, где начинается путаница смыслов и измерений. Для проектов в этом направлении характерна визуальная сложность, неожиданно изломанные формы и агрессивное вторжение в городскую среду.

Конечно, кривые линии в архитектуре - это не открытие, скорее хорошо забытое старое. Вспомним того же Гауди, чьи работы до сих пор вызывают изумление и восхищение миллионов. Но в современной архитектуре не так уж много примеров удачных работ в стиле деконструктивизма - в основном природные, неровные линии приветствуют в строении музеев, современных театров и галерей. А вот для сугубо утилитарных целей предпочитают классические прямые формы. И понятно почему.

В девяностые годы прошлого века в Германии был неудачный опыт - там попытались привлечь покупателей квартир благодаря трансформированным формам фасада и окон нового жилого комплекса. На первом этапе строительства все квартиры были распроданы, но жители в скором времени покинули этот дом. Было сделано заключение, что психологически человеку не комфортно в искривленном пространстве. Прийти один раз в тот же музей или галерею, испытать восторг и головокружение не то же самое, что жить в таком помещении постоянно.

Krzywy dom - «Кривой дом» (Сопот, Польша). Фото.

Профессор Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Алексей Гудков объясняет это так:

- Человек с древнейших времен научился ощущать «тектонику» тех сооружений, где он находится. Прямые линии для нашего мозга - залог безопасности, в противном же случае возникает ощущение, что это здание может разрушиться и погрести нас под своими обломками. Представьте себе, что вы стоите рядом с высокой скалой и над ней нависает тяжелый камень. Вы стоите под этим камнем - согласитесь, не очень комфортное ощущение, постоянно будет казаться, что он в любой момент может свалиться на вас. То же самое происходит и в искривленных помещениях.

Таким образом, перед Пером Дахлбергом и архитектором Яцеком Карновски, когда они взялись за проект «Кривого дома», стояла многосоставная задача - создать необычное здание, которое в то же время было бы комфортным для многочасового пребывания в нем людей, функциональным; и не теряло на идее драгоценные площади.

За реализацию непростой задумки взялась строительная компания «Сзотинский и Залески». Несмотря на конструктивную сложность, с заданием они справились на отлично, не потратив лишних денег. Материалы при строительстве сказочного дома использовались самые простые: железобетон, пластичность которого доказал главный зодчий Барселоны Антонио Гауди; цветное стекло; черепица, как и на соседних кровлях - словом, у неземной формы самое что ни на есть земное содержание. Самые большие проблемы, по-видимому, строители исптытали с оконными рамами, но кривые рамы из дерева изготовляли и в эпоху классицизма. Разумеется, эта стройка обошлась куда дороже, чем типовая, но то были инвестиции в образ, который практически сразу же начал работать. И приносить своим хозяевам доход.

Непрямое попадание

С первого же дня, когда новое здание на улице Монтяк распахнуло свои неровные двери, к нему хлынул поток любопытных. Ведь каждый, кто проходил мимо, чей взгляд выхватывал этот архитектурный сумбур из общей массы домов, стремился заглянуть внутрь - а что там, а как там? Это позволило менеджерам торгового центра даже завести традицию - каждый, кто заходит в «Кривой домик», обязан купить хотя бы сувенир на память. Нормальный такой бизнес-подход.

В нем действительно нет ничего необычного - такое понятие как эмуляция, привлечение внимания путем необычного образа, прочно обосновалось в современной архитектуре постмодернистского периода. Наш эксперт Алексей Гудков считает, свою задачу архитектор выполнил:

- Была явно задача создать развлекательное помещение - торговые площади, которые быстро окупятся. Посетителей в какой-то период будет достаточно много. Тем более что Сопот - это город с большим потоком туристов, что тоже создает определенную экономическую выгоду. На сегодняшний день в строительстве немаловажное значение имеет извлечение прибыли из будущего объекта. Каким способом? Вот вам один из вариантов.

Алексей Алексеевич считает, что лет 15-20 «Кривой дом» послужит своей цели. Простоит же значительно дольше. А памятником архитектуры начала XXI века останется навсегда. На сегодняшний день он вошел в топ-30 самых фотографируемых зданий мира, а несколько лет назад завоевал титул архитектурной выдумки года на конкурсе «Великие мечтатели».

Но главное, он вдохнул в это место сказочную атмосферу. Ночью, когда по периметру здания загораются сотни огней, создается ощущение, словно мифический дракон прилетел на ночлег на эту шумную туристическую улочку и, наблюдая за прохожими, постоянно шевелит хвостом, дышит, выгибает чешуйчатую спину и, потягиваясь, готовится ко сну...

 

Полезная информация

Яндекс.Метрика


Проектирование коттеджей