Антиобледенительные системы и системы снеготаяния

Накапливание снега и льда на кровле может негативно сказаться на ее эксплутационных качествах и уменьшить срок службы. Кроме того, возможен обвал снега и льда с крыши, что небезопасно. Чтобы защитить свой дом, стоит установить систему антиобледенения или снеготаяния.

Покров из снега и льда увеличивает нагрузку на крышу и сокращает срок ее службы. По статистике почти все весенние протечки вызваны не нарушениями в монтаже кровли, а именно образованием на ней ледяных глыб. На сегодняшний день эту проблему легко решить, если оборудовать крыши и дорожки специальными системами.

По назначению, монтажу и устройству различают систему антиобледенения для кровель и водостоков и систему снеготаяния для дорожек и подъездных путей. Внимание стоит уделить только проблемным местам, где возникновение наледи чревато повреждениями элементов кровли либо обвалом снега или льда.

Системы антиобледенения

Данные системы различны для плоских и скатных крыш. В первом случае обязательно обогревают все наружные водосточные трубы, а также поверхность крыши вокруг внутренних водостоков. В скатных крышах, кроме водостоков, оборудуют такими системами свес кровли, водосборные лотки и воронки, мансардные окна и ендовы. Чтобы предотвратить сход большой массы снега с необогреваемых участков, особенно если кровля выполнена из металлочерепицы, устанавливают специальные снегозадержатели.

Системы антиобледенения и снеготаяния

Как работает?

Система антиобледенения работает от электричества. Основным ее элементом является нагревательный кабель, который конструктивно похож на используемый в «теплых полах». Кроме него в систему входят подводящие электричество провода и блок автоматики, к которому присоединены датчики температуры и влажности. Датчик температуры обычно устанавливают в самом холодном месте крыши, а датчик влажности — в самом влажном, чтобы система включилась вовремя и предупредила обледенение. Существуют системы антиобледенения с ручным управлением, но они менее удобны. Автоматика значительно лучше и более оперативно реагирует на изменение погоды, включая систему только тогда, когда в ней действительно возникает потребность, что позволяет практически забыть о ее существовании. Соответственно, и электроэнергии при этом расходуется меньше.

Монтаж системы

При крепеже системы антиобледенения недопустимо нарушать целостность верхнего слоя кровли, поскольку это значительно сократит срок ее службы. Заклепки применяют только для водосточных желобов в местах, где без этого не обойтись. В остальных случаях используют специальные пластмассовые и металлические элементы — например, особую монтажную ленту и отрезки кровельного материала. В водосточных трубах и ендовах элементы крепления кабеля обычно подвешивают к металлическому тросу, чтобы тающий лед не завис на термокабеле и не оборвал его.

Термокабели, используемые для систем антиобледенения, бывают резистивными и саморегулирующимися. Последние эффективнее, так как они не перегорают, например, когда оказываются в ледяной «рубашке», а также способны менять теплоотдачу на локальных участках в зависимости от теплопотерь. Резистивные кабели примерно в 2-3 раза дешевле саморегулирующихся, однако их необходимо применять в комплексе с автоматическим регулятором. Кровельные системы с ручным управлением и резистивным термокабелем очень затратны. Дело в том, что их включают осенью, а выключают лишь весной. По сути, эффективно кабель работает лишь 2-3 недели в году, а остальное время просто согревает атмосферу. Понятно, что такой подход нельзя назвать экономным.

На рынке предлагаются уже готовые кабельные секции — отрезок кабеля фиксированной длины, состыкованный с помощью муфты с проводом, который соединяет нагревательный кабель и электрическую сеть. Есть также нагревательный кабель в бухтах. Готовые секции проще монтировать, но они подходят в основном для решения стандартных задач. При сложной архитектуре кровли стандартная кабельная секция может не справиться. В этом случае используют нагревательный кабель.

Системы снеготаяния

По сути, это те же «теплые полы», только их задача состоит в том, чтобы растопить снег и лед. По устройству системы снеготаяния схожи с кровельными системами, бывают с электрическим и жидкостным подогревом. Отличаются такие системы от «теплых полов» тем, что включаются и выключаются в автоматическом режиме по сигналу датчиков температуры и влажности. Оборудование дома такой автоматикой позволяет сэкономить до 80 % энергоресурсов.

Кабель систем снеготаяния заключен в плотную среду с постоянным коэффициентом теплопроводности — в бетон. Поэтому ему не грозят перегрев, перегорание или обрыв. Поскольку такие системы работают в более «тепличных» условиях по сравнению с кровельными, здесь нецелесообразно использовать саморегулирующиеся кабели. Применяют системы снеготаяния и с ручным управлением, которые нужно включать, лишь когда слой снега достигнет заметной толщины.

Системы снеготаяния можно устанавливать под различным покрытием — монолитным бетоном, бетонными плитами, асфальтом и даже газоном. Их, как правило, монтируют на пешеходных дорожках, подъездах к дому, гаражу, на лестницах. Толщина покрытия над нагревательным кабелем или трубами может составлять от 5 до 15 см. Чем меньше толщина, тем меньше прочность стяжки. Слишком большая высота слоя над нагревательными элементами неизбежно приводит к увеличению теплового сопротивления, а также к большим теплопотерям — за счет бесполезного обогрева грунта под «теплой» дорожкой.

Электричество или антифриз?

Для подачи теплоносителя используют пластиковые трубы из армированного полипропилена или полиэтилена диаметром 18, 20 или 25 мм, аналогичные применяемым в «теплых полах». Это обуславливает невозможность соорудить жидкостную систему, к примеру, под асфальтом. В жидкостной системе снеготаяния в обязательном порядке используется антифриз. Контуры системы подключаются к котлу через теплообменник, если в «домовой» системе залита вода. Температура теплоносителя в контуре системы снеготаяния может составлять +30-50 °С, а давление не отличается от давления в «теплых полах» — 0,5-1,5 атм.

Несомненное преимущество систем с жидким теплоносителем, обуславливающее их популярность, — это низкие эксплуатационные расходы. Они примерно в четыре раза меньше, чем при функционировании систем подогрева, работающих на электричестве. В последних используются специальные термокабели, устойчивые к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Современные разработки позволяют укладывать на них даже горячий асфальт. Электрические системы проще в монтаже, но значительно дороже в эксплуатации из-за высокой цены на электроэнергию.

 

Полезная информация

Яндекс.Метрика


Проектирование коттеджей